Крым страдает от транспортной блокады, усиленной западными санкциями, что провоцирует на полуострове сложную ситуацию с обеспечением нефтепродуктами. Власти Крыма ожидают строительства моста через Керченский пролив и улучшение отношений с Украиной. Со своей стороны "Газпром" предлагает провести газопровод и переводить транспорт на газовое топливо.В кольце санкцийЗападные санкции против крымских предприятий и транспортных компаний, фактически, поставили полуостров в положение блокады. Как рассказал в ходе форума "Интеграция Крыма в инфраструктуру российского рынка нефтепродуктов", проходящего в г. Алушта (Крым), первый заместитель министра топлива и энергетики Крыма Вадим Жданов, иностранные суда отказываются от работы с Крымом.В свою очередь, первый заместитель директора "Феодосийского предприятия по обеспечению нефтепродуктами" Алексей Колесников рассказал, что после того, как предприятие попало в санкционный список, оно было вынуждено прекратить обслуживание экспорта нефтепродуктов и переориентироваться на внутренний рынок и предоставление услуг российским компаниям. При этом в компании рассчитывают на возобновление экспорта после снятия внешнеполитической напряженности.Как рассказали ИАА "ПортНьюс" в порту Феодосия, ранее на рейде порта стояли два танкера-накопителя вместимостью по 60 тыс. тонн, которые могли обеспечивать перевалку до 1 млн тонн в год. В настоящее время их нет.Что касается порта Керчь, то он работает на обеспечении поставок грузов из России, однако одна Керченская переправа не способна обеспечить надежное снабжение полуострова. Это связано со тяжелыми погодными условиями, периодически наблюдающимися на переправе, приоритетностью пропуска пассажиров, сложностями судоходства в зимнее время.По мнению Вадима Жданова, кардинально ситуацию может изменить лишь строительство моста через Керченский пролив и возобновление сообщения с Украиной. А пока Крым, фактически, стал островом.В ожидании денег и газаПомимо этого, крымские транспортные предприятия также испытывают сложности с доступом к финансированию, что связано с прекращением работы привычных финансовых институтов. Новые банки, пришедшие в Крым, относятся к компаниям полуострова с недоверием, им приходится заново доказывать свою надежность. Кроме того, по мнению Вадима Жданова, эти банки выдвигают крайне жесткие тарифные условия и готовы предоставлять лишь небольшие объемы финансирования, хотя выставляемые ими процентные ставки и ниже, чем предлагались украинскими кредитно-финансовыми учреждениями. При этом крупные российские банки не приходят в Крым из-за опасений санкций.Между тем, ОАО "Газпром" планирует провести в Крым газопровод. Как рассказал заместитель председателя правления газовой компании Валерий Голубев, строительство газопровода может занять до двух лет. При этом рассматривается возможность создания заводов по сжижению природного газа в Керчи и других регионах Крыма с целью обеспечения полуострова экологически чистым газовым топливом, которое может стать альтернативой нефтепродуктам, доставлять которые из материковой России ввиду вышеуказанных сложностей становится проблематично. Из-за сложностей логистики, цены на нефтепродукты в Крыму так и не достигли среднероссийского уровня, превышая его на 2-3 руб. за литр.В любом случае, предлагаемые меры – что строительство моста, что газопровода, требуют нескольких лет, а в этот промежуток времени крымчанам придется существовать в состоянии транспортной полублокады, если не произойдет существенного улучшения отношений России с Украиной и Западом.И здесь возникает дилемма между желанием привезти на полуостров как можно больше туристов и необходимостью обеспечения его грузами, поскольку весь этот поток идет, в основном, через одну и ту же Керченскую переправу. По данным, приведенным Вадимом Ждановым, количество туристов в 2014 году сократилось в 2 раза в сравнении с показателями прошлых лет – по итогам года ожидается лишь 3 млн туристов (в настоящее время – 2,7 млн чел. с начала года). При этом чиновник отметил, что попытки привести в Крым как можно больше туристов в этом году сыграли определенную злую шутку, существенно затруднив грузопоток.Виталий Чернов.
|