Отношения России и Японии активизировались настолько, как ещё не было за все 60 лет со времён восстановления дипломатических связей между странами. Лидеры обеих стран постоянно встречаются, что-то обсуждая. Что именно? Публично заявляется, что предметом обсуждения являются совместные экономические проекты, однако ряд экспертов полагает иначе: истинный повод для встреч - территориальный спор из-за Курильских островов, решением которого и заняты президент России Владимир Путин и премьер- министр Японии Синдзо Абэ. А тут ещё газета Nikkei опубликовала информацию о том, что Москва и Токио вроде бы планируют ввести совместное управление северными территориями. Так что же - Курилы готовят передать Японии? Потепление в отношениях стало особенно заметно полгода назад, во время майского визита Синдзо Абэ в Сочи. Тогда японский премьер назвал российского президента на "ты", пояснив, что так в Японии обращаются только к другу. Ещё одним знаком дружбы стал отказ Токио от присоединения к экономическим санкциям против России. Абэ предложил Путину план экономического сотрудничества из восьми пунктов по самым разным направлениям - промышленность, энергетика, газовый сектор, торговое партнёрство. Кроме того, Япония готова инвестировать в российское здравоохранение и транспортную инфраструктуру. В общем, мечта, а не план! А что же взамен? Да, болезненная тема Курильских островов тоже была затронута. Стороны согласились, что решение территориального спора - важный шаг на пути подписания мирного договора между странами. То есть никаких намёков о передаче островов не прозвучало. Тем не менее первый камень в развитие щекотливой темы был заложен. ОПАСНОСТЬ РАЗОЗЛИТЬ ДРАКОНА С тех пор лидеры России и Японии встречались на полях международных саммитов. В сентябре во время Экономического форума во Владивостоке Абэ снова пообещал экономическое сотрудничество, однако на этот раз прямо обратился к Путину с призывом совместными усилиями решить проблему северных территорий, которая вот уже несколько десятилетий омрачает российско-японские отношения. Тем временем газета Nikkei сообщила, что Токио рассчитывает установить совместный контроль над островами Кунашир и Итуруп, надеясь при этом в перспективе получить Хабомаи и Шикотан полностью. Издание пишет, что Синдзо Абэ должен обсудить этот вопрос с Владимиром Путиным в ходе их встречи, назначенной на 15 декабря. О том же написала и "Нихон кэдзай": японское правительство обсуждает проект совместного с Россией управления в качестве меры, которая поможет сдвинуть территориальную проблему с мёртвой точки. Издание даже сообщает: есть информация о том, что Москва начала процесс постановки задач. А тут подоспели результаты соцопроса. Оказывается, уже более половины японцев "готовы проявить гибкость при решении вопроса Курильских островов". То есть они согласны, чтобы Россия передала не четыре спорных острова, а только два - Шикотан и Хабомаи. Сейчас японская пресса пишет о передаче островов как о вопросе практически решённом. Вряд ли информация по столь важной теме высасывается из пальца. Остаётся главный вопрос: действительно ли Москва готова поступиться территориями в обмен на экономическое сотрудничество с Японией и её помощь в борьбе с санкциями? Очевидно, что при всей благостности общения Путина с Абэ трудно поверить, что президент РФ, после присоединения Крыма снискавший себе славу "собирателя земель русских", согласится пусть на мягкую и поэтапную, но всё же потерю территорий. Тем более на носу президентские выборы 2018 года. Но что будет после них? Всероссийский центр изучения общественного мнения в последний раз проводил опрос по вопросу передачи Курильских островов в 2010 году. Тогда подавляющее большинство россиян - 79% - высказались за то, чтобы оставить острова за Россией и перестать обсуждать этот вопрос. Вряд ли за прошедшие шесть лет общественные настроения сильно изменились. Если Путин действительно хочет войти в историю, вряд ли ему будет приятно ассоциироваться с непопулярными политиками, которые уже предпринимали попытки передачи островов. Впрочем, передавали же земли Китаю, и ничего - общественность промолчала. С другой стороны, Курилы являются символом, потому они и на слуху. Но при желании объяснения найти можно чему угодно. Тем более что аргументы для массового потребления найдутся. Так, токийский корреспондент ТАСС Василий Головнин пишет: в качестве компенсации за передачу Южных Курил Япония обещает наладить в России работу почты и больниц, за свой счёт оснастив клиники оборудованием для ранней диагностики заболеваний. Кроме того, японцы намерены предложить свои разработки в сфере экологически чистой энергетики, строительства жилья, а также круглогодичного выращивания овощей. Так что оправдать передачу пары островов будет чем. ДРУЖБА МОСКВЫ С ТОКИО НАСТОРАЖИВАЕТ ПЕКИН Впрочем, есть у этого вопроса и другая сторона. Дело в том, что Япония имеет территориальные претензии не только к России, но и к Китаю и Южной Корее. В частности, между Токио и Пекином есть давний спор по поводу статуса необитаемого клочка земли под названием Окинотори. По японской версии, это остров, но Китай считает его скалами, а значит, не признаёт международного права Токио на учреждение вокруг него 200-мильной исключительной экономической зоны. Предмет другого территориального спора - архипелаг Сенкаку в Восточно-Китайском море в 170 километрах к северо-востоку от Тайваня. С Южной Кореей Япония спорит по поводу принадлежности островов Лианкур, расположенных в западной части Японского моря. Поэтому, если Россия удовлетворит территориальные претензии Японии, возникнет прецедент. И дальше Токио начнёт добиваться аналогичных действий от других своих соседей. Логично предположить, что передачу Курильских островов эти соседи расценят как "подставу". Стоит ли нам ссориться с Китаем, нашим главным стратегическим партнёром в Азии? Особенно сейчас, когда начато строительство второй ветки российского газопровода в КНР, когда китайцы инвестируют в наши газовые компании. Конечно, диверсификация политики в Азии - вещь полезная, но требующая от Кремля большой осторожности. СПРАВКА КАК КУРИЛЫ ПЫТАЛИСЬ ВЕРНУТЬ ЯПОНИИ Никита хрущёв в бытность первым секретарём цК КПСС предлагал вернуть Японии два острова, лежащие ближе всего к её границам. Японская сторона ратифицировала договор, но Москва передумала из-за возросшего в Японии военного присутствия СшА. Следующую попытку предпринял первый президент России Борис Ельцин. Тогдашний министр иностранных дел Андрей Козырев уже готовил документы к визиту главы государства в Японию, в ходе которого предполагалось оформить передачу островов. что же помешало планам Ельцина? На этот счёт есть разные версии. Генерал-майор ФСО в запасе Борис Ратников, который с 1991 по 1994 год работал первым заместителем начальника Главного управления охраны РФ, рассказал в одном из интервью, как его ведомство расстроило визит Ельцина в Японию якобы по соображениям безопасности. По другой версии, Ельцина отговорил Анатолий чубайс, фактически воплотив сцену из фильма "Иван Васильевич меняет профессию", где вор Милославский кидается в ноги к лжецарю со словами: "Не вели казнить, вели слово молвить". Мнение Михаил НЕЙЖМАКОВ, руководитель центра анализа международной политики Института глобализации и социальных движений - Намёки Москвы и Токио на возможное компромиссное решение проблемы в будущем могут быть специально адресованы японской общественности. Собственно, так можно трактовать и тезисы речи японского премьера Синдзо Абэ, произнесённой 28 сентября 2016 года перед японским парламентом. Там активизация сотрудничества с Россией объясняется необходимостью создать условия для возвращения Японии островов, на которые последняя претендует. Между тем контакты Москвы и Токио в экономической сфере явно становятся интенсивнее. Недаром в японском правительстве сравнительно недавно появился новый пост министра по экономическим взаимоотношениям с Россией, а депутаты японского парламента снова вспомнили про проект строительства газопровода от Сахалина до Токийского залива. Сторонники идеи обменять острова на экономические преференции в России, конечно, есть. И, возможно, даже большим искушением для части российских элит тут могут быть не японские инвестиции для Дальнего Востока, а как раз большие проекты по энергетическому сотрудничеству с Токио (недаром в Японии опять заговорили про газопровод). Но на деле отказ от островов, на которые претендует Япония, не дал бы России ничего существенного. Скажем, Израиль, передав Египту Синай в рамках Кэмп- Дэвидских соглашений, надеялся устранить повод для новых военных конфликтов с Каиром. Но угрозы возобновления войны с Японией из-за курильской проблемы у России нет. При этом в Токио слишком сильно ориентированы на Вашингтон, и территориальные уступки со стороны России этого никак не изменят. Как любят говорить в рекламе, если нет разницы, зачем платить больше? Ксения ВЕРЕТЕННИКОВА
|